Дипломы на заказ, курсовые и рефераты на заказ
Заказываем
Заказать эссе
Заказать ответы на билеты
Заказать отчет по практике

Меню
Главная
О Компании
Прайс-лист
Гарантии
Способы оплаты
Вакансии
Контакты

Библиотека
Статьи и публикации
Отзывы
Готовые работы
return_links(2); ?>

Конфликты между учителями, преподавателями и учащимися: школа – ВУЗ


Копирование материалов сайта без уведомления администрации сайта запрещено.

Основные линии возможного конфликтного взаимодействия в системе высшего образования: конфликты типа «ректорат — вузовский коллектив»; конфликты типа: «студент—преподаватель», «преподаватель—преподаватель», «студент — студент».
Промежуточными вариантами конфликтного взаимодействия «ректорат — вузовский коллектив» могут быть конфликты типа «ректорат — деканат», «ректорат — кафедра», «кафедра — деканат», «деканат — коллектив факультета» и др.
Специфика конфликтов типа «преподаватель — студент» и «студент — преподаватель» (в отличие от конфликтов типа «учитель — ученик») заключается в том, что студент в значительно большей степени является самостоятельным субъектом педагогического процесса.
Главная задача вузовского преподавателя — раскрытие личности учащегося — решается в ходе его общения со студентом. Поэтому в понятие “профессиональный педагог” входит не только знание конкретного предмета, но и педагогическое мастерство, то есть умение выстроить изложение, войти в контакт со студентом, заинтересовать его, воспитать нужные качества, превратить студента из объекта обучения в субъект учения.
Трудности во взаимодействии, которые могут вести к конфликтам, нередко возникают между студентами и преподавателями. Наиболее распространенная причина конфликтов – неадекватность оценки знаний студентов. В таких ситуациях субъективной стороной могут выступать необъективные претензии студента на более высокую оценку и субъективность преподавателя, занижающего оценку студенту. Есть преподаватели, которые почти никогда не ставят оценку “отлично”, они убеждены в том, что в совершенстве знают предмет только они сами и Господь Бог. Такой преподаватель постоянно находится в конфликтной ситуации со студентами.
Влияние на оценку могут оказывать личностные качества студента, его поведение на лекциях и практических занятиях (реплики, пререкания, вступления в споры). Встречаются и другие субъективные моменты при оценке знаний студента преподавателем. Бывают сомнения в оценке – поставить “хорошо” или “удовлетворительно” студенту. В такой ситуации преподаватель ориентируется на оценки, проставленные в “зачетке”. При преобладании “удовлетворительных” оценок вопрос решается в пользу оценки “удовлетворительно”, “отлично” такой преподаватель не поставит студенту ни за какой ответ.
Иногда студенты, в случаях неадекватной оценки их знаний, конфликтуют в открытой форме, но чаше студент уносит с собой скрытые формы протеста в виде отрицательных чувств: недоверия, ненависти, презрения, враждебности, ревности, жажды мести и т.д., которыми делится со всем своим окружением.
В последе время в среде студентов и преподавателей значительно возросло количество внутриличностных конфликтов. Низкий социальный престиж, материальные трудности вынуждают и преподавателей и студентов искать источники дополнительного заработка, совмещать порой несовместимые сферы деятельности. Внутриличностные конфликты стимулируют возникновение различного рода иных конфликтов и оказывают негативное влияние на педагогический процесс.
В своей педагогической практике учитель может столкнуться с необходимостью уладить конфликт, вспыхнувший между учениками, родителем и учеником, учителем и дирекцией школы. В таком случае педагог может помочь найти выход при помощи специальных действий посредничества. Посредник в конфликтной ситуации развивает и укрепляет конструктивные элементы в общении и взаимодействиях, улаживает конфликт. Посреднику нельзя принимать точку зрения ни одного из конфликтующих, необходимо быть нейтральным относительно объекта конфликта.
Каждый преподаватель должен помнить, что учителя играют огромную роль в становлении личности, относиться и к ученикам, и к своей работе с любовью, тогда можно будет избежать и конфликтов. Для предупреждения внутригрупповых и межгрупповых конфликтов среди преподавателей и учителей важное значение имеет совершенствование у них умения учитывать интересы друг друга, воспринимать критику со стороны коллег, проявлять вежливость, тактичность, уважение друг к другу, дисциплинированность в работе.
Любой конфликт можно, так или иначе, разрешить, если суметь установить эмоциональный контакт, использовать тактику сотрудничества, сохранять заинтересованность и быть готовым ради будущей пользы заплатить необходимую «цену». Работа с конфликтами начинается с установления эмоционального контакта и «наведения мостов», с открытости и искренности.
Не следует психологически дистанцироваться от конфликта; нужно уметь понимать чужие интересы, желания и нужды и чутко реагировать на боль. Умение работать с конфликтами делает жизнь богаче; мы перестаем ощущать себя заложниками, не страшимся разногласий и можем извлекать из болезненных для нас реплик родных, друзей и коллег позитивный опыт, способствующий укреплению отношений.
Поняв и оценив по достоинству созидательную сторону конфликта, мы обретаем силы для выявления проблем, вступления в диалог и поиска путей быстрого и успешного преодоления разногласий. Мы ищем и находим друзей и союзников, а не врагов и соперников. Мы ищем общие цели и задачи. Мы не желаем оказываться в заложниках у кого бы то ни было, и приветствуем конфликт, зная, как следует работать с разногласиями. Мы не позволяем конфликту или страху перед конфликтной ситуацией завладеть нами.
А. С. Макаренко писал: “Как бы ни строго был наказан воспитанник, наложенное наказание должно всегда разрешать конфликт до конца, без всяких остатков. Уже через час после наложения взыскания нужно быть с воспитанником в нормальных отношениях”.
Педагог, который не избегает конфликтов, а стремится их разрешить, приобретает неоценимый личный опыт управления ими. К нему приходит понимание мотивов поведения студентов и учеников, постепенно вырабатываются навыки прогнозирования и управления ими. Понимание этих проблем дает реальную возможность преподавателю направлять энергию межличностных конфликтов на совершенствование процесса образования и воспитания учащихся.

С уважением, Ирина Каменская

стр. 1 | стр. 2 |

Рекомендуем ознакомиться со статьей: каждый преподаватель индивидуален.

Rambler's Top100