Дипломы на заказ, курсовые и рефераты на заказ
Заказываем
Заказать эссе
Заказать ответы на билеты
Заказать отчет по практике

Меню
Главная
О Компании
Прайс-лист
Гарантии
Способы оплаты
Вакансии
Контакты

Библиотека
Статьи и публикации
Отзывы
Готовые работы

Искусство правильного конспектирования


Копирование материалов сайта без уведомления администрации сайта запрещено.

Знание конспектирующим темы - это, прежде всего, владение им научным языком текста. Все ли термины понятны, какие из них находятся в активной речи читающего, какие - в пассивной, какие - вообще новые. Если в тексте все слова-термины полностью совпадают со словарем читающего, все компоненты содержания известны, ему трудно конспектировать, трудно выделять полезную информацию. Трудно работать и с незнакомым языком текста.
От ответа на вопрос, зачем нужен конспект, зависит полнота конспектирования. Если для пополнения своих знаний, их корректировки и использования, то это одно. Если же для формального предъявления преподавателю, для контроля домашней работы, то это другое. Разные ответы непременно скажутся на качестве конспекта. Итак, какой конспект мы хотам получить, с каким отношением приступаем к процедуре конспектирования, таков будет и эффект его влияния на нас и нашу деятельность.
Конспектирование начинается с простого чтения выбранного источника или слушания выступления. И то, и другое - дело тонкое, технологичное. Как это ни странно, их частое использование в учебном познавательном процессе не гарантирует ни качества, ни успеха.
Мы выделяем следующие пары видов конспектирования - выборочное и сквозное.
Выборочное конспектирование строится на поисковом и просмотровом чтении. Его особенности: беглое прочитывание и даже легкий просмотр текста, чтение "по диагонали" с остановкой в тех местах, которые несут информацию и способствуют решению учебно-познавательных задач. Как правило, остановка для глубокого чтения и конспектирования происходит при обнаружении нового или нужного понятия, факта или какого-то другого компонента содержания.
Разновидностью выборочного конспектирования является аспектная проработка текста. Дело в том, что в одном и том же источнике может быть несколько тем. Выделив нужные, можно делать несколько конспектов на одном источнике, то есть конспектируя каждую тему в отдельности.
Сквозное конспектирование производится при сплошном чтении текста, чтении "подряд" с равным интересом к любой его части. Это полное конспектирование целиком всего текста без пропусков. Так конспектируются небольшие статьи и лекции.
Репродуктивное и творческое конспектирование.
Под репродуктивным понимается краткий пересказ текста с сохранением авторской логики и способов изложения материала. Так чаще всего конспектируют лекции. Под творческим мы понимаем аналитическое конспектирование - переработка исходного материала, придание ему новых жанров, его оценка, возможная перестановка частей и т. д. Аналитическое конспектирование - самое сложное, но и самое продуктивное. Выборочное и сплошное конспектирование может быть как репродуктивным, так и творческим.
Форму конспектирования следует понимать как новую организацию изучаемого текста, новый жанр его предъявления, получаемый после переработки информации. Говоря простым языком, форма конспектирования - это то, во что превращается авторский текст у нас в тетради. Это могут быть выписки, план, тезисы, планы-тезисы, аннотация, рецензия, реферат, опорный конспект и др.
Выписки - простейшая форма конспектирования. Состоит в переписывании части текста в виде цитаты или в пересказе ряда самостоятельных, подчас независимых друг от друга положений.
План - это последовательный перечень проблем, затрагиваемых автором конспектируемой работы.
Тезис - краткое изложение основной мысли, высказанной автором более широко и пространно; это авторское суждение, положение, изложенное "своим" языком.
Планы-тезисы - это план, включающий в себя тезисы. В данном случае тезис может раскрывать пункт плана.
Аннотация - кратчайшая форма изложения всего содержания конспектируемого текста, дающего общее представление о нем.
Рецензия - критический анализ и оценка прочитанного текста с использованием в качестве доказательств тезисов и цитат из самого текста.
Реферат - краткое описание рецензируемого текста с набором ключевых слов и основных положений.
Опорный конспект - это особая форма изложения мыслей авторского текста посредством зрительных образов, схем, рисунков и слов-дескрипторов, то есть основных опорных понятий. Опорный конспект, как правило, основан на ассоциациях и служит для облегчения запоминания и вспоминания материала, а не для его анализа. Это логико-художественная форма учебного конспектирования, используемая как метод обучения и учения. Этот термин впервые был введен учителем-новатором В.Ф. Шаталовым.
Кроме таких "чистых" форм конспектирования, есть смешанные, состоящие из сочетаний перечисленных. Выбор формы зависит от целей работы, особенностей текста.

стр. 1 | стр. 2 | стр. 3

Rambler's Top100