Дипломы на заказ, курсовые и рефераты на заказ
Заказываем
Заказать эссе
Заказать ответы на билеты
Заказать отчет по практике

Меню
Главная
О Компании
Прайс-лист
Гарантии
Способы оплаты
Вакансии
Контакты

Библиотека
Статьи и публикации
Отзывы
Готовые работы

Искусство правильного конспектирования


Копирование материалов сайта без уведомления администрации сайта запрещено.

Мы истинно свободны, когда сохранили
способность рассуждать
самостоятельно, когда необходимость
не заставляет нас защищать
навязанные и, в некотором роде,
предписанные нам мнения.

Цицерон

Заметим, что в современном русском языке достаточно много исконных и заимствованных слов, состоящих из двух корней, первым из которых является "кон". Это: контекст, конспект, конвент, константа, конвейер, конверт, концепция и т. д. Здесь "кон" несет смыслы сжатия, сближения, средоточия чего-то в чем-то. В русском языке "кон" означал начало, предел, сужение пространства действе. Не зря в словарях нет разночтений. Почти везде конспект определяется как краткое изложение, запись какого-либо содержания, лекции, речи и др. Чтобы записать конспект, нужен, как минимум, источник информации. Конспект есть его вторичное предъявление, как бы второе рождение, но в ином виде - свернутом, сжатом. Это напоминает сепарирование молока, когда из него отделяются сливки.
Конспект нужен для того, чтобы:
1) научиться перерабатывать любую информацию, придавая ей иной вид, тип, форму;
2) выделить в письменном или устном тексте самое необходимое и нужное для решения определенной учебной или научной задачи;
3) создать модель проблемы (понятийную или структурную);
4) упростить запоминание текста, облегчить овладение специальными терминами;
5) накопить информацию для написания более сложной работы в виде доклада, реферата, дипломной работы, диссертации, статьи, книги;
6) обеспечить многократное обращение к нему в случае надобности, его многоразовое использование.
Конспект - это не просто краткое изложение первичного текста, а изложение, имеющее адресный характер, пригодное для личного пользования, упражняющее в способах переработки информации и используемое для выполнения более сложных видов работы. Вот почему конспекты хранятся, перечитываются, дополняются. Они нередко заменяют книги и всегда обогащают личную библиотеку.
Конспектируя любой источник, мы имеем дело, прежде всего, с его содержанием, то есть с информацией и способами ее подачи автором. Содержание - это тема, это то, о чем идет речь, что составляет предмет рассказа или текста. Содержание имеет свою структуру. В него входят: знания, навыки, умения, отношения, творческая деятельность. Гуманитарный или технический тексты содержат эти же компоненты.
В свою очередь, знание имеет языковую форму и включает в себя: понятия, категории, законы, принципы, закономерности, факты, даты, атрибуты, события, символы, идеи, проблемы, статистику, концепции, гипотезы, теории и т. д.
В любом тексте, выступлении или доклада мы обнаружим эти компоненты. Из них состоит научное содержание. Все другие слова, входящие в содержание, являются обыденными, бытовыми, ненаучными. Конспектируя, мы имеем дело с научным текстом.
Первая операция, которой следует овладеть конспектирующему, - это структурирование языкового текста, то есть выделение в нем имеющихся компонентов. У каждого текста - свой набор. Конспектируя любой текст, обучающийся оценивает его либо как теоретический, либо как эмпирический: в зависимости от присутствия тех или иных компонентов знания.
Теоретический текст наполнен точно используемыми категориями, законами, принципами, символами, концепциями, гипотезами, то есть формами высокой степени обобщенности, свернутости знаний.
В эмпирическом же тексте будет больше фактов, событий, статистики, дат, то есть более конкретных языковых форм предъявления знаний, выполняющих функцию иллюстрации.
Когда же мы говорим об умениях как компоненте содержания, то и здесь картина разная. В теоретическом тексте больше анализа роли фактов, событий, законов, их функций, связей и отношений. В эмпирическом тексте чаще присутствует констатация, описание с элементами прямого сравнения с себе подобными. Интересно, что в первом случае авторы чаще используют дедуктивный метод подачи материала, во втором, эмпирическом, случае чаще прибегают к индуктивному изложению.
В содержание текста также входят отношения, в смысле оценки достоинств и недостатков знаний, раскрывающих тему. В тексте это выливается в оценку используемых компонентов знаний-категорий, законов, фактов и т. д. При конспектировании следует выделять их и при необходимости фиксировать.
Таким образом, чтобы конспектировать содержание, надо знать его структуру, уметь выделять компоненты, в целом определять тип содержания и его возможности. Представьте себе: читающий или слушающий не чувствует текста, не квалифицирует его, не просматривает, как на рентгене. При конспектировании он его легко исказит: теорию превратит в практику, не заметит главного, нарушит логику доказательств и т. д.
Условий, определяющих изначально качество конспекта, достаточно много. Часть из них - внешние по отношению к конспектирующему. К таким факторам мы относим, прежде всего, характер текста. Есть работы, почти не поддающиеся свертыванию информации. Это могут быть работы просто плохо написанные, с нарушением логики, мало понятными оборотами речи. Трудно конспектируются и без того сжатые тексты реферативного характера, а также работы "чистых" типов: либо глубоко теоретические, либо крайне эмпирические, фактологические, описательные. Условием успеха является наличие оргтехники: цветных карандашей (фломастеров), линейки и сегодня - компьютера.
Внутренних, человеческих факторов значительно больше. Это знание темы, степень владения языком ее изложения; четкое представление о том, зачем, кроме чтения собственной книги и прослушивания лекции, нужен еще и конспект, где он будет использоваться; предположение о сроках востребованности конспекта и, следовательно, продолжительности хранения; владение техникой конспектирования.

стр. 1 | стр. 2 | стр. 3

Rambler's Top100