Дипломы на заказ, курсовые и рефераты на заказ
Заказываем
Заказать эссе
Заказать ответы на билеты
Заказать отчет по практике

Меню
Главная
О Компании
Прайс-лист
Гарантии
Способы оплаты
Вакансии
Контакты

Библиотека
Статьи и публикации
Отзывы
Готовые работы

Искусство правильного конспектирования


Копирование материалов сайта без уведомления администрации сайта запрещено.

О технике конспектирования

Техника конспектирования есть процесс обработки знаний, изменения форм их изначального существования, приспособления их к целям и задачам учебной или научной деятельности. Конспектирующий делает исходное знание понятным себе, удобным для использования, полезным для жизни и работы. При этом конспект должен быть логичным, целостным, понятным, обладать способностью при обращении к нему вызывать в памяти весь исходный текст.
Составление такого конспекта начинается с обычного ознакомления с текстом книги, статьи и т. д. Идеальный вариант - беглый просмотр с целью определить полноту раскрытия темы, характер текста (теоретический или эмпирический), выявление степени сложности по наличию новых или непонятных терминов-понятий. Такое предварительное знакомство с текстом, а также учет собственных задач помогают осознанно выбрать вид и форму конспектирования.
Далее проводится самая настоящая научно-исследовательская работа по переработке информации. Все начинается с повторного чтения и анализа. Именно процедура анализа позволяет разделить текст на части, отделить одно положение от другого и выделить нужное. Анализ позволяет выделить в содержании все существующие в нем компоненты, связи и отношения между ними, а также ранжировать идеи по значимости и сконцентрировать внимание на главном.
Ранжирование - расположение в определенной последовательности (убывания или нарастания) показателей, зафиксированных в ходе исследования, определение места (рейтинга) в ряду изучаемых объектов.
Другим важным шагом в конспектировании является выделение главных для конспектирующего мыслей. Главная мысль, идея, тезис определяются задачами конспектирования. Ими может быть любой компонент содержания: понятие или категория и их определение; закон и его формулировка; факты, события и доказательства их истинности и т. д. Эти ведущие, главные позиции могут выписываться либо в технике цитирования, либо в произвольном стиле, своими словами.
Злоупотреблять цитированием нельзя, особенно не рекомендуется делать цитаты длинными!
Весь остальной материал конспектируемого текста подлежит переработке, в том числе и основные идеи, не сфокусированные в цитате. Посредством конспектирования можно свертывать информацию, уплотнять ее. Свертывание знаний возможно в форме рисунков, схем, таблиц, графиков, символов.
В процессе конспектирования целесообразно использовать различные сигнальные знаки, увеличивайте информативность сжатого конспекта: стрелки, подчеркивания, линии, выделение в рамку, восклицательный и вопросительный знаки, знак Р.S., означающий послесловие, то есть написанное после, приписанное и т. д. Каждый может иметь свою систему знаков, с помощью которых оценивается информация не словесным, а условным символическим способом.
Сокращению конспекта, свертыванию информации способствуют также использование аббревиатур, то есть сокращенных слов и словосочетаний, использование вместо слов знаков. Например, вместо слов "равенство", "подобие", "сходство" можно использовать знак равенства: "=", вместо слов "больше", "меньше" - математические знаки: "<", ">" и т. д.
Информативность конспекта можно увеличить за счет цвета синего, красного, зеленого и др.; введения различных цифр и порядковых номеров: римских и арабских цифр, букв.
В конспект можно вводить данные из других источников - для сравнения, обобщения, доказательства и т. д.
Особое место в конспекте должны занимать собственные суждения. Это введение в текст своих оценок, отношений, согласий и несогласий. Иногда это выражается словами, иногда знаками: "?", "-" и др.
Внешне конспект выглядит как черновой вариант работы. Поля его исписаны знаками. Пункты плана, тезисы, схемы, цитаты расположены на разных уровнях, с отступлениями от полей, с подчеркнувши словами и словооборотами, не всегда совпадающей с планом в тексте конспекта возможны заметки на полях, сделанные наискось и т. п. Но любой конспект имеет точные выходные данные: имя автора, название работы, местом год издания, наименование издательства.
Таким образом, в результате особой техники переработки информации конспектируемого текста создается новый документ, с новой логикой изложения содержания, с новыми связями, новой формой предъявления информации. Это и есть конспект!
При написании конспекта не забывайте:
В процессе конспектирования со словом идет большая работа. Во-первых, идет отбор самых необходимых, опорных, самых нужных терминов-понятий, отражающих сущность и основные характеристики изучаемой темы. Здравый смысл, задачи конспектирования и интуиция читателя помогают сделать этот выбор.
Во-вторых, непонятные, малознакомые и новые слова непременно прорабатываются со словарем и справочником. К конспекту можно сделать словарик или внести прямо в конспект их определения, пометив источник информации.
В-третьих, особое внимание обращается на заимствованные из иностранной лексики слова. Использование их должно определяться крайней нуждой. При случае их надо заменять соответствующей своими терминами.
В-четвертых, сохраняется авторский стиль; его специфика помогает установить диалог авторской речи и речи читающего. Это особый диалог субъектов текста: один - его уже создал, другой - только создает. При чтении текста и его переработке невольно возникает рефлексия как способ его философского осмысления. К тому же конспектирующий невольно учится у автора, как надо писать научные работы.
О критериях хорошего конспекта
Качество конспекта во многом зависит от цели его составления, назначения. Затем в зависимости от целей как мотивов работы над информационным источником выделяются следующие критерии:
  • краткость (конспект ориентировочно не должен превышать 1/8 от первичного текста);
  • ясная, четкая структуризация материала, что обеспечивает его быстрое считывание;
  • содержательная точность, то есть научная корректность;
  • наличие образных или символических опорных компонентов;
  • оригинальность индивидуальной обработки материала (наличие вопросов, собственных суждений, своих символов и знаков и т. п.);
  • адресность (в том числе четкое фиксирование выходных данных, указание страниц цитирования и отдельных положена, соответствие особенностям и задачам пользователя).
Опыт показывает, что хорошо написанный конспект оказывает помощь не только в процессе подготовки к сдаче зачетов и экзаменов, но и в профессиональной деятельности.

(Из книги Варламова А. Я.Методические указания
по выполнению письменных работ в виде конспектов,
рефератов, курсовых работ. - Волгоград:
Изд-во ВолГУ, 2005. - 28 с.)

стр. 1 | стр. 2 | стр. 3

Рекомендуем ознакомиться с рекомендациями самостоятельного написания реферата или курсовой

Rambler's Top100